English

Новости: Новости и события

К 75-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

02 февраля 2018

Сталинградская битва вошла в историю как одна из самых кровопролитных и жестоких. Враг поставил задачу – захватить Сталинград во что бы то ни стало, наши войска получили приказ ни шагу назад, стоять насмерть, а город не сдавать. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, на протяженности фронта от 400 до 850 километров, продолжалась ожесточенная битва, в ней участвовало с обеих сторон свыше двух миллионов человек. При обороне города погибли и были ранены более семисот тысяч советских солдат и офицеров.

Многие работники нашего предприятия с оружием в руках героически защищали Сталинград – Г.И. Каплюченко, В.И. Булатов, Д.Г. Бондарь, П.К. Лупинос, Н.И. Мартынюк, М.К. Потапенко, Л.Н. Рольбин, Т.В. Фрей, А.И. Ломакин, В.М. Тарлецкий, И.М. Пермикин, И.П. Слепченко, А.В. Чубакова  и многие-многие другие. Громили врага на сталинградском направлении и самолеты с омскими моторами, на счету летчиков тысячи уничтоженных воздушных и наземных целей.

 

На протяжении всей войны завод выпускал двигатель М-88Б  (14-цилиндровый звездообразный  авиационный  двигатель  воздушного  охлаждения), который  устанавливался на дальний бомбардировщик  ДБ-3Ф (Ил-4) и  ближний  бомбардировщик Су-2. Эти самолеты с двигателями нашего завода  сыграли  важную  роль  в  боевых  операциях  советской авиации на фронтах Великой Отечественной войны – в  боях  под Москвой и Сталинградом,  на  Курской  дуге и в  других  крупных сражениях.

 

Еще в начале войны Государственным комитетом обороны был издан приказ, что авиационная промышленность Советского Союза должна заработать в полную силу в начале 1942 г.,  в декабре 1941г. уже на нашем заводе  был издан приказ, призывающий коллектив  внести заметный вклад в наращивание технического потенциала сражающейся Красной Армии. И моторостроители в кратчайшие сроки наладили серийный выпуск двигателей М-88Б. В ночь с 6 на 7 ноября 1941г. на заводе был испытан  первый авиационный двигатель М-88Б, собранный из узлов и деталей, привезенных из Запорожья, а в январе 1942 г. был собран двигатель уже полностью из омских комплектующих.

 

Как вспоминает в своей книге бывший работник завода, ветеран труда А.Н. Стариков: «Изделия испытывались одно за другим, строго по графику. Спрос за результаты был жесткий. Зимой 1942 года  я работал на стенде контрольных испытаний. При испытании мотора М-88Б стало проявляться несоответствие техническим условиям расхода топлива на одном из режимов. Мы пытались устранить дефект прямо на стенде путем подбора карбюратора, но работа эта затягивалась, что вело к срыву графика сдачи двигателей представителю заказчика. А это ЧП. Нас, мотористов-испытателей, конструкторов, собрал в кабинете директор предприятия И.Т. Борисов. Разговор был серьезным, нам дали понять, что только от нас зависит устранение дефекта, срыв графика считался предательством Родины. Понимая всю ответственность, мы сумели выправить положение.

 

Мотор  - сердце самолета. Мы, испытатели помнили, что на самолетах  с нашими моторами  советские пилоты будут сражаться  с сильным противником и сердце не должно подвести».

 

На печать