English

Новости: Новости и события

ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДИРЕКТОРА ЗАВОДА

19 февраля 2018

24 февраля 2018 года исполняется 115 лет со дня рождения И.Т. Борисова - выдающегося деятеля отечественного авиамоторостроения, в разные годы занимавшего должности директора заводов № 24 (ныне «Салют») и № 29 (ныне «ОМО им. П. И. Баранова»). Под его непосредственным руководством в военные годы налажено серийное производство двигателя М-88Б для самолетов Ил-4, Су-2, И-180 и АШ-82ФН для – Ла-5, Ла-7, Ту-2, Пе-8.

 

Иван Тимофеевич родился в 1903 году в деревне Урвань Ардатовского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. В 1932 году, еще будучи студентом МВТУ, был направлен механиком на Московский авиамоторостроительный завод № 24, а уже спустя 5 лет (в декабре 1937 года) стал его директором. В начале 1942 года назначен директором эвакуированного из Запорожья моторостроительного завода № 29.

 

«Немцы не ждут», – говорили нам с первых дней войны старшие товарищи, – вспоминает в своей книге труженик тыла, бывший рабочий завода № 29 Александр Николаевич Стариков. – Изделия испытывались одно за другим, строго по графику. Спрос за результаты был жесткий. Мне на всю жизнь запомнилась встреча с замминистра авиационной промышленности А. А. Завитаевым и директором нашего предприятия И. Т. Борисовым.  Произошла она зимой 1942 года. Я работал тогда на стенде контрольных испытаний. При испытании мотора М-88Б стало проявляться несоответствие техническим условиям расхода топлива на одном из режимов. Мы пытались устранить дефект прямо на стенде путем подбора карбюратора, но работа эта затягивалась, что вело к срыву графика сдачи двигателей представителю заказчика. А это ЧП. Нас, мотористов-испытателей, конструкторов, собрал в кабинете директор предприятия И. Т. Борисов. Обсуждение сложившейся ситуации шло в присутствии замминистра, разговор был очень серьезным, нам дали понять, что только от нас зависит устранение дефекта, срыв графика считался предательством Родины. Понимая всю ответственность, мы сумели выправить положение. Был и другой случай, когда после окончания смены к нам обратился директор с просьбой остаться поработать сверхурочно. Мы не отказались, выполнили задание и за это получили по буханке теплого хлеба».

 

 

В начале 1943 года И. Т. Борисова вызывают в Москву к Сталину, где дают задание приступить к изготовлению нового мощного двигателя конструкции Аркадия Дмитриевича Швецова АШ-82ФН, предназначенного для новых истребителей Ла-5, Ла-7 и бомбардировщиков Ту-2, Пе-8. Страна по заслугам оценила помощь моторостроителей фронту. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству авиадвигателей моторостроительный завод № 29 (ныне «ОМО им. П. И. Баранова») был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1945 – орденом Ленина. Высоких правительственных наград были удостоены сотни работников завода, орденом Ленина отмечен труд директора завода И. Т. Борисова.

 

И в послевоенный период все силы, знания и опыт руководитель предприятия отдавал увеличению выпуска качественной продукции, дальнейшему техническому развитию завода. В предвыборной биографии в депутаты Верховного Совета СССР, опубликованной в одном из номеров «Заводской правды» за 1946 год читаем: «За последние годы изменился облик завода. При непосредственном участии директора завода проведена большая работа по перепланировке производственных площадей, цеха оснащены новой техникой. На площадях, которые не так давно утопали в грязи, растянулись высокие асфальтовые дороги, в больших масштабах началось озеленение территории. Во всем чувствуется организующая роль директора завода».

 

А вот отрывки из статьи «Волнующая встреча» тоже из «Заводской правды» (февраль 1946 года): «Сегодня для молодежи Юнгородка очень важный день. Даже не всем ребятам верилось, что товарищ Борисов – руководитель такого важного и большого завода найдет свободное время, чтобы побывать в гостях у молодежи, зайти в каждую комнату, познакомиться с их жизнью. Мы старшие были спокойны. Мы знали, что Иван Тимофеевич сдержит свое слово… Тепло и ласково он расспрашивал ребят об их жизни, интересах и запросах... Тесным кольцом окружили они его и с затаенным дыханием слушали слова наставления: «Перед вами широкая дорога в жизни. Дорога нелегкая, но идите по ней уверенно и честно. Не бойтесь трудностей, упорно побеждайте их, а главное – учитесь, осваивайте науку и культуру…». В ответ на визит директора в общежитие в редакцию газеты пришли отзывы, вот отрывок из одного «Незабываемый визит»: «Мы гордимся тем, что Иван Тимофеевич отметил нашу комнату как лучшую. Он премировал нас радиоприемником,  часами, зеркалом, шифоньером для одежды, Каждый – а живет нас 33 человека – получил пальто. Мы благодарим Ивана Тимофеевича за его внимание к нам».

 

После войны организаторские таланты Ивана Тимофеевича были востребованы страной. Он занимает пост заместителя министра авиационной промышленности СССР, начальника отдела авиационной промышленности Госплана СССР. Был награжден орденом Ленина, орденом Кутузова II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многочисленными медалями.

 

 

 

 

На печать