English

Новости: Новости и события

ОСВОЕН ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ

08 июня 2018

В этом году исполнилось 75 лет с начала серийного производства двигателя АШ-82ФН конструкции Аркадия Швецова. В начале 1943 года коллектив нашего моторостроительного завода приступил к освоению этого нового поршневого авиационного мотора. Он устанавливался на истребители Ла-5, Ла-7, на пикирующий бомбардировщик Ту-2 и тяжелый бомбардировщик Пе-8.

 

Это был новый важный заказ для фронта. Проектировщики, конструкторы и технологи работали над новым двигателем по 11 часов в день, а многие и по две смены подряд: в первую – выполняя свои непосредственные обязанности, а во вторую – у станков, восполняя дефицит высококвалифицированных кадров. Спустя несколько месяцев двигатель АШ-82ФН пополнил список освоенных предприятием изделий. Самолеты с двигателями АШ82-ФН принимали активное участие под Сталинградом, на Курской дуге, в других важнейших операциях Великой Отечественной войны. На самолетах Ла-5, Ла-7 воевали такие известные советские летчики, как К.А. Евстигнеев, В.И. Попков, А.В. Алелюхин, В.Д. Лавриненков, Ахмет-Хан Султан, П.Л. Головачев и многие другие.

 

Подвиг Героя Советского Союза Алексея Маресьева известен многим по книге «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжелого ранения в начале Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, летчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага: три — до ранения и семь — после. После ампутации ног ему довелось воевать на истребителе Ла-5ФН. Так, 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двум советским летчикам, сбив сразу два вражеских истребителя, прикрывавших бомбардировщики «юнкерс». Боевая слава о мужестве и стойкости Маресьева разнеслась тогда по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

 

Другой пример героизма: группа истребителей Ла-5 старшего лейтенанта Александра Горовца, патрулируя воздушное пространство на второй день Курской битвы, столкнулась с большой группой немецких Ю-87. Старший лейтенант Горовец принял решение атаковать бомбардировщики, а звено товарищей вступило в схватку с самолетами сопровождения. В произошедшем воздушном бою он уничтожил девять фашистских самолетов. Но вернуться на родную базу ему не удалось – во время возвращения на аэродром был сбит четверкой вражеских истребителей. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

В конце 1943 года омскими моторами АШ-82ФН стали оснащать истребители Ла-7. Именно на этом самолете прославленный советский летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб одержал большую часть своих побед в воздушных схватках с фашистами. За все время войны ни разу не был сбит. Все свои боевые вылеты он совершал на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника.

 

АШ-82ФН – 14-цилинлровый  двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения мощностью 1850 л. с., это первый советский серийный мотор, имевший вместо карбюратора систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Самолеты с двигателями АШ-82ФН обладали высокими маневренными качествами и надежностью и пользовались большой популярностью у советских летчиков. За образцовое выполнение заданий  по серийному производству моторов коллектив нашего завода в апреле 1944 года награжден орденом Трудового Красного Знамени, а вскоре после Победы, в сентябре 1945 года, награжден орденом Ленина.

На печать